Пальчиковые и жестовые игры
Если нет анатомических дефектов в строении речевого аппарата, малыш к 2-2,5 годам должен уметь соединять два или три слова для выражения своей мысли или желания.
Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику
Список развивающих игр:
- раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);
- вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;
- вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;
- работа с рамками-вкладышами;
- катание машинки с грузом по дороге;
- разбирать предметы на части и складывать их;
- рвать вату, бумагу на кусочки;
- игры с прищепками;
- сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);
- сортировать предметы по цвету, форме, величине;
- переливание воды из разных емкостей;
- просеивание муки/крупы через сито;
- собирание пирамидки из колец;
- собирание матрешки;
- захват предметов пинцетом.
Артикуляционные упражнения
Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки. Если малыш будет мямлить или шепелявить, сверстники начнут смеяться. Это чревато психологической травмой и развитием комплекса неполноценности. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш выговаривает звуки, и поощряйте именно правильное произношение.
Некоторые взрослые (бабушки особенно) умиляются, слушая неправильную речь внучат. Это звучит забавно до поры до времени, впоследствии может стать серьезной проблемой.
Какие упражнения рекомендуем выполнять для развития артикуляции у детей:
- имитировать игру на дудочке - дуть;
- задувать свечку (нравится малышам);
- надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру);
- делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать);
- сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.
Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки - это домик, а ротик - дверь. Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает.
Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и "лопнет" их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее.
Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.
Игра «Кто в домике живет»
Эту игру для развития речевых навыков предлагают детям, когда они познакомятся с разными игрушками и начнут их узнавать. Прячем в мешок любимые игрушки и задаем вопрос: "Кто в домике живет?". Увидев интерес на личике ребенка, достаем игрушку и называем ее (потом малыш может сам доставать игрушки). Если ребенок слишком мал, называем игрушку понятным словом: "му-му" вместо коровы, "гав-гав" вместо собаки. По мере развития у детей речевых навыков называем игрушки настоящими названиями.
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
- Родитель: "На лугу пасутся коровы".
- Ребенок: "Мууу, мууу".
- Родитель: "В гости к нам зашел щенок".
- Ребенок: "Гав-гав".
Дыхательная гимнастика
Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика (плюс-минус пару месяцев).
Чтение книг
- С. Маршак "Стихи и сказки для самых маленьких";
- А. Барто "Игрушки";
- Е. Карганова "И громко, и на ушко";
- Сборник стихотворения и сказок;
- Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.
- Моя первая книга;
- Первый учебник малыша;
- другие подобные.
В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия
Сюжетно-ролевые игры
Лучше всего играть в такие игры, которые отражают жизнь самого малыша. Например, мишка идет на прогулку, ест, ложится спать, читает книжку и т. д. Это более близкое и понятное детям действие: они узнают в игре самих себя, учатся понимать эмоции и т. д. Также в игровой форме можно привить первые навыки социального поведения, научить распознавать дозволенное и запрещенное. Как пример: мишка не захотел надевать шапку на прогулку во дворе и заболел. Приходится его лечить, давать таблетки, запрещать ходить на прогулку и т. д.
Сюжеты можно показывать и объяснять словами детям на прогулках. Раньше вы просто называли животных: это птичка, это собачка и т. д. Теперь настало время озвучить их действия: собачка бежит, птичка летит, машина едет и т. д.
Примеры домашних сюжетных игр для детей:
- день рождения у куклы/мишки;
- игрушки играют в прятки;
- зайка в магазине;
- пёсик заболел, игрушки пришли его проведать;
- игрушки слушают сказку.
Также можно построить вместе с малышом домик из кубиков, в котором игрушкам будет удобно "жить".
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Современные психологи поддерживают раннее развитие детей буквально с пеленок. Одной из систем раннего развития является методика Домана. Мнения о ней противоречивые, но у каждого свой взгляд на этот процесс. Например, некоторые родители считают, что нужно показывать ребенку настоящие предметы, а не изображенные на картинке. Но современные исследования убедительно доказали, что развитие детей невозможно без развития мозга. А мозг не видит разницы между виртуальным и реальным. Поэтому изображенный на картинке предмет он воспринимает так же, как и настоящий.
Подход к методике Домана должен быть разумным и творческим одновременно. Не нужно показывать детям все карточки подряд: выбирайте те, которые согласуются с его сегодняшним состоянием и пониманием. Например, познакомив малыша с каким-либо изображением на карточке, закрепите эту информацию реальным предметом - дайте потрогать стол или др. Это обусловлено тем, что невостребованная информация забывается очень быстро. Если вы показали на карточке кенгуру, приведите малыша в зоопарк. Пусть он увидит кенгуру настоящих размеров, познакомится с животным ближе. Ваша цель - закрепить пройденный материал.
Поэтому нужно показывать малышам на карточках именно те предметы, которые он может увидеть дома или на улице, в магазине или в больнице. То же самое относится к животным и птицам, цветам и деревьям. Можно сто раз показывать малышу пальму, но она для него так и останется чем-то непонятным: в нашей стране пальмы можно увидеть только на черноморском побережье. А вот банан для малыша реален: его можно купить в магазине.
Постоянно разговаривайте с ребенком!
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.
Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей - большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь - много.