Игры для развития речи ребенка


35306
345
230
Мама и малыш играют
Развитию речи у детей необходимо уделять особое внимание. К трем годам малыш должен уметь строить фразы и простые предложения из нескольких слов. Речевые навыки сами по себе не появляются: с малышом нужно разговаривать, побуждать его делиться впечатлениями с помощью односложных предложений. Развитие речи хорошо поддается игровым приемам, когда взрослые через игру стимулируют разговорчивость малыша. Давайте посмотрим на примерах.

Пальчиковые и жестовые игры

Зачем развивать мелкую моторику, и каким образом она связана с развитием речи? Дело в том, что формирование речи зависит от слаженной работы обоих полушарий головного мозга. Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речевых навыков.
1.png

Если нет анатомических дефектов в строении речевого аппарата, малыш к 2-2,5 годам должен уметь соединять два или три слова для выражения своей мысли или желания.

Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику

В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать "на зуб", даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений. Предоставьте ему широкое поле деятельности для исследования и изучения нашего мира, будьте проводником в этом мире.

Список развивающих игр:


  • раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);
  • вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;
  • вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;
  • работа с рамками-вкладышами;
  • катание машинки с грузом по дороге;
  • разбирать предметы на части и складывать их;
  • рвать вату, бумагу на кусочки;
  • игры с прищепками;
  • сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);
  • сортировать предметы по цвету, форме, величине;
  • переливание воды из разных емкостей;
  • просеивание муки/крупы через сито;
  • собирание пирамидки из колец;
  • собирание матрешки;
  • захват предметов пинцетом.
Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком).
2.png
По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т. д. С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину.
3.png

Артикуляционные упражнения

Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки. Если малыш будет мямлить или шепелявить, сверстники начнут смеяться. Это чревато психологической травмой и развитием комплекса неполноценности. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш выговаривает звуки, и поощряйте именно правильное произношение.

Некоторые взрослые (бабушки особенно) умиляются, слушая неправильную речь внучат. Это звучит забавно до поры до времени, впоследствии может стать серьезной проблемой.

Какие упражнения рекомендуем выполнять для развития артикуляции у детей:

  • имитировать игру на дудочке - дуть;
  • задувать свечку (нравится малышам);
  • надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру);
  • делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать);
  • сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.

Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки - это домик, а ротик - дверь. Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает.

Игра в лошадку - цокать язычком. Чтобы было веселее, нужно посадить ребенка на игрушечную лошадку: пусть едет и цокает язычком.

Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и "лопнет" их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее.

Игры в прятки. В этой игре прячется язычок. Сначала малыш его высовывает как можно дальше, а потом прячет. Только объясните ребенку, что высовывать язычок можно только во время игры с мамой или папой: на улице в эту игру не играют.

Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.

Игра «Кто в домике живет»

Эту игру для развития речевых навыков предлагают детям, когда они познакомятся с разными игрушками и начнут их узнавать. Прячем в мешок любимые игрушки и задаем вопрос: "Кто в домике живет?". Увидев интерес на личике ребенка, достаем игрушку и называем ее (потом малыш может сам доставать игрушки). Если ребенок слишком мал, называем игрушку понятным словом: "му-му" вместо коровы, "гав-гав" вместо собаки. По мере развития у детей речевых навыков называем игрушки настоящими названиями.

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это очень увлекательная игра с ребенком, который уже хорошо понимает речь взрослых. То есть, имеет достаточный пассивный словарь и развитое слуховое внимание. Например, родитель рассказывает о каком-то животном, а малыш должен озвучить это животное:
  • Родитель: "На лугу пасутся коровы".
  • Ребенок: "Мууу, мууу".
  • Родитель: "В гости к нам зашел щенок".
  • Ребенок: "Гав-гав".
Сначала малыш просто повторяет за мамой, а потом будет самостоятельно произносить нужные звуки. Можно купить книжку "Стихи-болтушки", где собраны стихотворения, побуждающие детей к имитации звуков мира и разговорчивости.

Дыхательная гимнастика

Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика (плюс-минус пару месяцев).

Громко-тихо. Нужно имитировать какое-нибудь животное, например, медведя или кота. Большой медведь/кот произносит звуки громко, а маленький медвежонок/котенок - тихо. Животных можно менять, чтобы ребенку было интересно участвовать в этой игре.
Фея. Если ребенок знаком со сказками и понимает, кто такие волшебники, можно с ним поиграть в магию. Попросите его взмахнуть "волшебной палочкой" (любой карандаш) и произносить звуки "ма, мо, му, мы", имитирующие магическое заклинание.
Колесо и насос. Мальчишки любят эту игру, особенно если уже понимают немного в машинах. Сначала нужно изобразить колесо руками (сцепить пальцы обеих рук и крутить ими). Затем изобразить, что шина сдулась (медленно положить руки на плечи - правую на левое, левую на правое) и произносить звук "шшшшш".
После этого нужно попросить малыша накачать колесо. Имитируем соответствующие движения (как будто держим насос в руках) и сопровождаем свои действия звуком "ссссссс". Если папа или мама водят машину, ребенок хорошо знаком с этими манипуляциями. Если малыш не имеет представления о колесах и насосе, упражнение не выполняем.
Дровосек - развивающее упражнение для мальчиков. Имитируем рубку дров. Произносим звук "ух", когда воображаемый топор опускается на полено.

Чтение книг

Цель развивающих детских игр - побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: "Кто это?". В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.
4.png
Список книг для детей 1-2 года:
  • С. Маршак "Стихи и сказки для самых маленьких";
  • А. Барто "Игрушки";
  • Е. Карганова "И громко, и на ушко";
  • Сборник стихотворения и сказок;
  • Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.
Список развивающих книг для детей 1-2 года:
  • Моя первая книга;
  • Первый учебник малыша;
  • другие подобные.

В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия

Сюжетно-ролевые игры

Это очень полезные упражнения, способствующие развитию речи детей, во время которых у малыша возникает необходимость что-то сказать или озвучить действие. Для девочек естественно играть в "дочки-матери", для мальчиков в какую-нибудь битву или автогонки. Вне зависимости от пола подойдет игра "в магазин", где ребенок должен что-то купить и озвучить все действия словами.
5.png
На заметку! Сюжетно-ролевым играм можно учить детей с 9-10 месяцев, когда ребенок уже начинает интересоваться действиями игрушек. Например, ему можно начать демонстрировать, как куколка или собачка ходит, кушает, укладывается спать и т. д.лампочка.png

Лучше всего играть в такие игры, которые отражают жизнь самого малыша. Например, мишка идет на прогулку, ест, ложится спать, читает книжку и т. д. Это более близкое и понятное детям действие: они узнают в игре самих себя, учатся понимать эмоции и т. д. Также в игровой форме можно привить первые навыки социального поведения, научить распознавать дозволенное и запрещенное. Как пример: мишка не захотел надевать шапку на прогулку во дворе и заболел. Приходится его лечить, давать таблетки, запрещать ходить на прогулку и т. д.

Сначала мама/бабушка/папа самостоятельно разыгрывают сценку, со временем малыш подключится к игре. Из заинтересованного зрителя он превратится в актера, начнет выражать свои эмоции звуками и словами. Для сюжетных игр нужно купить разные вещи: посудку, коляску, кроватку, домик, набор для доктора, наборы еды и т. д.

Сюжеты можно показывать и объяснять словами детям на прогулках. Раньше вы просто называли животных: это птичка, это собачка и т. д. Теперь настало время озвучить их действия: собачка бежит, птичка летит, машина едет и т. д.

Примеры домашних сюжетных игр для детей:

  • день рождения у куклы/мишки;
  • игрушки играют в прятки;
  • зайка в магазине;
  • пёсик заболел, игрушки пришли его проведать;
  • игрушки слушают сказку.

Также можно построить вместе с малышом домик из кубиков, в котором игрушкам будет удобно "жить".

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Современные психологи поддерживают раннее развитие детей буквально с пеленок. Одной из систем раннего развития является методика Домана. Мнения о ней противоречивые, но у каждого свой взгляд на этот процесс. Например, некоторые родители считают, что нужно показывать ребенку настоящие предметы, а не изображенные на картинке. Но современные исследования убедительно доказали, что развитие детей невозможно без развития мозга. А мозг не видит разницы между виртуальным и реальным. Поэтому изображенный на картинке предмет он воспринимает так же, как и настоящий.

Подход к методике Домана должен быть разумным и творческим одновременно. Не нужно показывать детям все карточки подряд: выбирайте те, которые согласуются с его сегодняшним состоянием и пониманием. Например, познакомив малыша с каким-либо изображением на карточке, закрепите эту информацию реальным предметом - дайте потрогать стол или др. Это обусловлено тем, что невостребованная информация забывается очень быстро. Если вы показали на карточке кенгуру, приведите малыша в зоопарк. Пусть он увидит кенгуру настоящих размеров, познакомится с животным ближе. Ваша цель - закрепить пройденный материал.

На заметку! Прежде чем изучать с детьми какую-нибудь тему, убедитесь, что они готовы к восприятию данной информации. лампочка.png

Поэтому нужно показывать малышам на карточках именно те предметы, которые он может увидеть дома или на улице, в магазине или в больнице. То же самое относится к животным и птицам, цветам и деревьям. Можно сто раз показывать малышу пальму, но она для него так и останется чем-то непонятным: в нашей стране пальмы можно увидеть только на черноморском побережье. А вот банан для малыша реален: его можно купить в магазине.

Постоянно разговаривайте с ребенком!

Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.

Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.

Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей - большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь - много.

Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека - мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.

Наверх