Как дети осваивают речь?
От первого крика ребенка до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.
Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для ребенка еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.
Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести малыша к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.
Как научить ребенка говорить: 6 советов
- Создайте активную речевую среду
Первый этап освоения речи называют сенсорным — малыш учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.
Поэтому с первого дня жизни важно разговаривать с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать.
Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.
- Обращайтесь к ребенку
К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.
- Правильно и четко говорите
Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.
Когда малыш пытается произнести какое-то слово или звук, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Ребенок полностью копирует то, что запомнил.
- Позволяйте ребенку формулировать просьбы
Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить малыш, какую именно игрушку ему дать и т.д.
- Повторяйте
Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.
- Играйте и читайте книги
Когда мама или папа вслух читает книгу, ребенок слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы крохи.
Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.
Упражнения для развития речи ребенка
Массаж
Развивать ручки и пальчики ребенка можно с первых месяцев. Хорошо делать ребенку легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»
Развивать моторику через игры
Артикуляционная разминка
- «Замесить тесто»: нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
- «Блинчики»: теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т.д.
- «Слизываем варенье»: острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
- «Сытый хомячок»: сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
- «Улыбка/трубочка»: сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
- «Маятник»: нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.
Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.
- «Самая широкая улыбка»: улыбаемся 5 секунд максимально широко.
- «Рыбка»: втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
- «Растягиваем звуки»: по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».
Дыхательная гимнастика
Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры, которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.
Полноценной дыхательной гимнастикой для развития речи рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание. Для младших подойдут размеренные игры без резких вдохов и выдохов. Важно следить, чтобы во время упражнений ребенок не задирал плечи, а выполнял задания, надувая и сужая легкие.
- «Одуванчик»: вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
- «Мыльный пузырь»: поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
- «Букет»: нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
- «Насос»: ребенок ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.
Развивайте чувство ритма
Рассказывайте сказки по картинкам
Учите скороговорки и потешки
Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата ребенка. Можно проработать каждый звук и отточить произношение, дав толчок развитию речи.
- Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например:
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Потому и растолстел. - Ладушки
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).
- Коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Хвалите ребенка