Как научить ребенка говорить

200
Y
345
230
Когда ваш малыш заговорит? Точного ответа не даст ни один логопед или педиатр. Развитие речи, как и развитие мышления, индивидуально. Некоторые лепечут уже в 10 месяцев, другие произносят первые четкие слова в 2 года. На освоение речи влияют две группы факторов: особенности развития мозга ребенка, а еще количество и качество его общения с родителями. Регулярные занятия и соблюдение несложных правил, которые мы собрали в статье, помогут вам понять, как научить ребенка говорить.boy2.png

Как дети осваивают речь?

От первого крика до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.

«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их кроха осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки. Но постепенно между звуками и конкретными движениями речевого аппарата устанавливаются крепкие связи.

Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для него еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.

К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).

Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести карапуза к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.

Как научить ребенка говорить: 6 советов

  • Создайте активную речевую среду

    Первый этап освоения речи называют сенсорным — ребенок учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.

    Поэтому с первого дня жизни важно говорить с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать.

    Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.

  • Обращайтесь к малышу

    К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Он должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.

  • Правильно и четко говорите

    Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.

    Когда малыш пытается произнести какое-то слово, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Он полностью копирует то, что запомнил.

  • Позволяйте ребенку формулировать просьбы

    Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить ребенок, какую именно игрушку ему дать и т.д.

  • Повторяйте

    Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.

  • Играйте и читайте книги

    Когда мама или папа вслух читает книгу, малыш слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы ребенка.

    Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте малыша в игры, где все друг с другом говорят.

Упражнения для развития речи

Делать упражнения, которые помогают заговорить, рекомендуется с первых месяцев жизни и позднее, уже в садике и школе. Перечислим основные виды упражнений.

Массаж

Доказанный факт — развитие речи напрямую связано с тренировкой моторики рук и развитием координации и движения. Зоны мозга, которые отвечают за движение рук и органов речи, находятся рядом.

Развивать ручки и пальчики можно с первых месяцев. Хорошо делать малышу легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»
massage13.png

Развивать моторику через игры

Кинетический песок, лепка, рисование разными карандашами и фломастерами, собирание пирамидки и мозаики — все игры, где ребенку нужно ловко работать пальчиками, будут полезны.
3.png

Артикуляционная разминка

Речевой аппарат нужно тренировать, чтобы все звуки произносились правильно. Помните, это не олимпийская тренировка, а интересная игра, которая должна увлечь ребенка. Ярко описывайте упражнения и придумывайте красочные описания для того, что делаете.
Начинать разминку с детьми до 4 лет можно с самых простых упражнений и уделять занятию 10 минут в день (2-3 упражнения). Главное — регулярность.
  • «Замесить тесто»: нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
  • «Блинчики»: теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т.д.
  • «Слизываем варенье»: острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
  • «Сытый хомячок»: сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
  • «Улыбка/трубочка»: сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
  • «Маятник»: нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.

Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.

  • «Самая широкая улыбка»: улыбаемся 5 секунд максимально широко.
  • «Рыбка»: втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
  • «Растягиваем звуки»: по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».
Малыш не видит себя во время упражнений, поэтому ему может быть сложно с первого раза выполнить упражнение. Попробуйте поставить перед ним зеркало.

Дыхательная гимнастика

Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры, которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.

Полноценной дыхательной гимнастикой рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание. Для младших подойдут размеренные игры без резких вдохов и выдохов. Важно следить, чтобы во время упражнений ребенок не задирал плечи, а выполнял задания, надувая и сужая легкие.

  • «Одуванчик»: вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
  • «Мыльный пузырь»: поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
  • «Букет»: нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
  • «Насос»: малыш ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.

Развивайте чувство ритма

Когда малыш начал уверенно ходить, учите его танцевать и попадать в ритм. Танец развивает слух и помогает развитию речи. Полезны и другие игры на слух: просите малыша определить, где находится источник того или иного звука. Играйте в «Звуковой мяч»: перекидывайте друг другу мячик, повторяя друг за другом сложные звуки и придумывая новые.
4.png

Рассказывайте сказки по картинкам

Подобные игры помогут быстрее освоить ребенку, как строить предложения и законченные фразы. Вместе с ним сочиняйте новые и новые этапы истории, добавляя картинки.
5.png

Учите скороговорки и потешки

Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата. Можно проработать каждый звук и отточить произношение.

  • Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например:

    Этот пальчик — в лес пошёл,
    Этот пальчик — гриб нашёл,
    Этот пальчик — занял место,
    Этот пальчик — ляжет тесно,
    Этот пальчик — много ел,
    Потому и растолстел.

  • Ладушки

    Ладушки-ладошки
    Хлопали в ладошки
    Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
    Отдохнем немножко (руки на колени).

  • Коза рогатая

    (Изображаем пальцами «козу»)
    Идет коза рогатая
    Идет коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Молока не пьёт, —
    Забодает, забодает, забодает.
    (показываем, как бодается коза)

Хвалите ребенка

Не ругайте малыша, если он не может освоить что-то с первого раза. Поощряйте и отмечайте каждую его маленькую победу: слово, звук, предложение и активность в игре. Ребенок будет чувствовать вашу любовь, а значит, процесс речи будет для него желанным и интересным.
Наверх