345
230
Мамы и папы задаются вопросом, как скоро ожидать первых осознанных слов и фраз, когда стоит бить тревогу, если малыш молчит, в каком возрасте ребенок начинает говорить фразами. Разберемся с этим в статье, а также рассмотрим советы для родителей о том, как ускорить развитие речи малыша.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь — не исключение. Если раньше существовали строгие нормы вроде обязательных 50 слов в год, то сегодня они признаны некорректными. Четких стандартов, во сколько должен начать говорить ребенок, как быстро он будет наращивать словарный запас, нет — есть лишь ориентиры, которыми следует пользоваться для оценки уровня малыша.
Этапы развития речи у детей
Первая форма общения ребенка с родителями — плач. Родители учатся различать его в зависимости от потребностей малыша. Так, пронзительный крик часто говорит о голоде, а недовольное кряхтение может сказать о том, что требуется смена подгузника. По мере взросления вместе с ребенком “растет” и способ его коммуникации. Рассмотрим подробнее, как именно.
Развитие речи в 1–3 месяца
Обычно в период до одного месяца формируются крики, которые могут означать эмоциональный дискомфорт, боль, голод. А при физическом напряжении и легком дискомфорте малыш начинает кряхтеть, издавая звуки “а”, “э”. Важно понимать, что перед тем, как начать говорить, ребенок проходит сложный путь доречевого развития. Он учится прислушиваться к звукам, голосу и интонациям взрослых, издавать гортанные звуки в ответ. В среднем уже к 2-3 месяцам появляется гуление, малыш начинает произносить “агу” и другие протяжные гласные звуки, в том числе на фоне ярких впечатлений и новых эмоций.
Развитие речи в 4–7 месяцев
Звуки, которые напоминают настоящие слова, появляются у малыша в этом возрасте. Речевой аппарат совершенствуется, ребенок начинает экспериментировать — открывать и закрывать рот, вдыхая и выдыхая, совершать движения языком, менять форму губ. Так рождается лепет, ребенок повторяет слоги: “ба-ба-ба”, “аба-аба”, “га-га-га”, “ма-ма-ма”, “па-па-па” и др. Это еще не осознанные слова, а случайный набор слогов, которые готов произнести кроха — “ба-ба” он не связывает с появлением в поле зрения бабушки. Также в среднем в 4-6 месяцев появляются высокие певучие звуки, звуки восклицания (удивленное “а!” при виде новой игрушки и пр.).
Развитие речи в 8–12 месяцев
В среднем уже в 9-11 месяцев кроха начинает подражать звукам, которые произносят взрослые, в 10 месяцев отзывается на свое имя. И здесь может появиться первое осознанное слово. Уже к году кроха может знать и произносить до 20 простых слов: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “ам”, “бух” и др. Кроме того, малыш реагирует на просьбы показать или дать — выполняет просьбу или отрицательно мотает головой, машет ручкой при встрече и активно использует другие жесты для невербального общения. Одним из важных показателей к году является то, как ребенок соотносит слово с конкретным предметом или человеком. То есть, “мама” он говорит только в адрес мамы и т.д. Кроме того, кроха обычно начинает повторять слоги с разными интонациями.
Развитие речи в 1-2 года
Развитие речи в этом возрасте может происходить лавинообразно — ребенок очень быстро наращивает словарный запас. В речи постепенно появляются прилагательные, кроха старается повторить слова, которые часто слышит от взрослых. Он активно жестикулирует, заменяет сложные сочетания звуков или вовсе их пропускает (“абака” вместо “собака”). Более активное движение помогает накапливать знания об окружающем мире и развивать речь. Активное пополнение словарного запаса может приводить к использованию до 40 слов в 1,5 года и до 300-400 слов к 2 годам. До 2 лет, как правило, формируется фразовая речь. Ребенок активно использует ее для вопросов и выражения простых нужд: “Дай ам”, “киса мяу”. Иногда кроха к концу этого периода строит предложения из 3 простых слов.
Во сколько начинают говорить девочки
Обычно различия между речью мальчиков и девочек начинают проявляться в 1,5 года. У девочек чуть больше словарный запас, до 70 слов. Отчасти это объясняется более развитым мозолистым телом — структурой, которая соединяет правое и левое полушария головного мозга. Более сильная связь между полушариями объясняет более раннее развитие речевой функции. Кроме того, центр речи, который находится в левом полушарии, у девочек созревает быстрее. Фразовая речь у девочек формируется в среднем к 1,5 годам.
Во сколько начинают говорить мальчики
Фразовая речь у мальчиков, в отличие от девочек, формируется в среднем к 2 годам. В 1,5 года словарный запас составляет обычно не более 40 слов. У мальчиков лучше развиты лобные отделы мозга, которые ответственны за планирование, поведение, эмоции. Им сложнее выполнять однообразные действия. Способность к артикуляции и подражанию у них также ниже, мальчики чуть хуже копируют родителей с их стилем речи, в меньшей степени понимают эмоциональную речь с интонациями. Им требуются более простые конструкции с четким содержанием. Мозг мальчиков в большей степени ориентирован на пространственное соотношение, они показывают отличные результаты в исследованиях на точность, скорость. А говорить мальчики начинают только к 2,5-3 годам.
Почему ребенок не говорит
Воспитание ребенка сопряжено с постоянным наблюдением за ним. Родители, которые сравнивают развитие малыша с таблицами и нормами, могут забить тревогу — ребенок не говорит, значит, с ним что-то не так. Однако, прежде, чем разбирать возможные причины задержки речевого развития, следует подчеркнуть — дети развиваются индивидуально, и даже в одной семье малыши одного пола, рожденные в разное время, могут показывать разные результаты. Часто опасения молодых родителей беспочвенны, и кроха, который отставал от сверстников, быстро догоняет и даже обгоняет их в пополнении словарного запаса.
Среди причин, по которым ребенок не говорит, выделяют следующие:
-
недоразвитие речевого аппарата, сниженный тонус мышц, которые отвечают за артикуляцию;
-
ограничения в движении, что может быть связано с болезнью, перенесенной операцией, травмой и пр. Движение буквально запускает познавательные процессы и речь, поэтому долгий постельный режим часто сказывается на речевом развитии;
-
недоразвитие мелкой моторики также становится частой причиной трудностей в говорении. Педагог В. Сухомлинский говорил: “Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев”. И действительно, познание мира, развитие речи происходят во многом через осязание, мелкую работу пальцев. Если ребенок не может развивать мелкую моторику (в связи с отсутствием материала, внимания со стороны взрослых и педагогов), речь может запаздывать;
-
нарушения слуха в связи с заболеваниями уха или нарушения проводимости сигналов из-за заболеваний нервной системы;
-
психологические причины — нет контакта между ребенком и взрослым, минимум общения в семье, гиперопека и др.
Важно понимать, что иногда причиной отсутствия речи могут выступать некоторые психоневрологические заболевания. Но обычно их удается распознать раньше, чем родители забили тревогу о том, что кроха говорит мало или отказывается говорить совсем.
Как научить ребенка говорить
Многие специалисты рекомендуют не переживать об отсутствии речи до 2-2,5 лет. А до этого возраста можно предпринять меры по развитию навыков говорения, и главным правилом здесь будет собственный пример — важно стараться как можно больше общаться с малышом, при этом четко произносить слова и фразы. Интонации лучше выбирать доброжелательные, мягкий и спокойный голос ребенок воспримет лучше.
Стоит помнить о том, что тормозить развитие речи может не только отсутствие нормального контакта со взрослыми. В некоторых семьях возникает обратный эффект — любящие мама, папа, бабушки и дедушки удовлетворяют просьбы крохи моментально, стоит ему лишь показать пальчиком, он получает желаемое. В результате мотивации к говорению у малыша попросту нет — зачем, если его и так понимают? Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы он как можно более подробно выражал свои желания, и запаситесь терпением — поначалу кроха может нервничать от того, что понимать его с полувзгляда перестали.
Старайтесь развивать умение ребенка быть внимательным, слушать. Играйте с ним в игры, которые предполагают эти навыки: “Послушай, что тикает? Что это за звук? Как лает собака, мычит корова и т.д.”. Также полезным будет чтение вслух.
Занятия для развития речи
Есть простые упражнения, которые могут помочь в развитии речи. Например, вы можете катать по ладони малыша маленький мячик с пупырышками, рассказывая новую сказку. Особенно стоит останавливаться на подушечках пальцев.
Все игры, связанные с лепкой из пластилина или других материалов, работой с крупами, бусинами, очень хорошо сказываются на развитии мелкой моторики. Можно сочетать их, например, украшать аппликации из пластилина, вдавливая бусинки. Поможет и пальчиковая гимнастика, массаж пальцев — делать ее можно даже тогда, когда до первого осмысленного слова еще далеко.
Логопеды советуют уделять внимание развитию фонематического слуха. Исследование близких по звучанию, но разных по смыслу слов (например, “дом — том”) помогает формированию речи. В целом распознавание звуков может быть очень полезным. Например, можно насыпать в одинаковые баночки разные крупы и трясти закрытой баночкой, угадывая с малышом, где что находится — они будут звучать по-разному.
Полезными считаются упражнения для формирования речевого выдоха. Важно научить кроху правильно выдыхать. Отлично для этого подойдут ветряные вертушки из бумаги — нужно заставлять их крутиться с помощью дыхания. Полезным будет надувание мыльных пузырей, бульканье через соломинку — эти упражнения придутся по душе любому малышу.
Любящие родители бывают очень обеспокоены отсутствием речи или считают ее недостаточно развитой для возраста ребенка. Но важно помнить о том, что каждый малыш развивается индивидуально — забота, внимание и любовь мамы и папы помогут крохе достигать высот. Будьте здоровы и счастливы!