
Что такое “скачок развития”?
Скачок развития — естественный этап, о приближении которого обычно говорит ухудшение поведения малыша. Ещё вчера кроха был радостным и спокойным, а сегодня его не спустить с рук? Перепады настроения могут вызвать сильное беспокойство у родителей, и это оправданно. Если состояние здоровья ребенка в порядке, но он продолжает капризничать, возможно, перепад настроения связан с приближающимся скачком развития — взрослеть может быть трудно.
Многое зависит от врожденного темперамента ребенка. Если малыш имеет живой нрав, он может переживать скачки довольно бурно. А тем, кто характеризуется спокойным характером, переносить кризисы несколько легче.Каждый скачок развития включает 3 фазы:
Проблема поведения — собственно, предшествующая скачку “аура”: плаксивость, капризность, “прилипчивость”. Младенец может буквально не позволять положить его в кроватку, заливается плачем, стоит только расцепить объятия. Кроха может есть и спать хуже обычного.
Капризы проходят, а малыш начинает отрабатывать новые навыки, предпринимать попытки делать новое в зависимости от возраста, часто с поддержкой и направляющим участием мамы и папы.
Овладение навыком. Эта фаза уже независимая, малыш наслаждается новыми ощущениями, умениями, навыками, осуществляет действия самостоятельно. А родители могут спокойно получить передышку перед следующим кризисом.



Скачки роста у грудничков до года — календарь и симптомы


1 скачок — мир меняющихся ощущений (я чувствую и ощущаю)
Есть несколько признаков начала скачка:
- капризность во время бодрствования без видимых причин
- изменения распорядка дня, режима сна и бодрствования, беспокойство
- более длительное пребывание на груди, чем обычно, желание крохи больше находиться на руках у мамы.

2 скачок — мир паттернов (как много вокруг узоров и закономерностей)
О приближении этого кризиса могут сказать такие признаки:
- частый беспричинный плач;
- частые подъемы во время сна;
- игра быстро надоедает;
- кроха меньше ест, но чаще просит грудь;
- малыш стремится большую часть времени проводить на руках, быть рядом;
- застенчивость, стеснение при виде чужих.


- самостоятельно держит головку, сознательно поворачивает ее
- может корчить рожицы
- выполняет простые манипуляции — толкает руками и ногами игрушки
3 скачок — мир мягких переходов (осваиваем движения)
Примерно в 12 недель наступает кризис, связанный с тем, что мир для крохи становится более детализированным и упорядоченным. Его можно назвать миром плавных движений.
Какие “звоночки” могут сказать о начале этого скачка?
- регресс — кроха будто бы разучивается быть самостоятельным, требует максимум родительского, в основном маминого внимания
- ребенок становится застенчивым, общается не со всеми — он избирателен и стеснителен, предпочитает находиться на руках у близких;
- кроха часто просит грудь или требует бутылочку со смесью, сосет пальчик;
- наблюдаются проблемы со сном, частые подъемы
- иногда малыш становится более тихим, может лежать и изучать окружающую обстановку.


Малыш уже может заметить изменения тона голоса и положения тела, плавно двигает головой и следит глазами за объектом в динамике. Кроха легко опирается ножками на твердую поверхность, если его поддерживают под мышками. Он хватает предметы обеими руками и охотно тащит их в рот, показывает, что игра ему надоела. В целом малыш становится более позитивным, он может гладить себя по лицу, гулить, с любопытством разглядывать одежду и лица мамы и папы.
4 скачок — мир событий (я сам управляю событиями)
Этот скачок развития начинается на 15-й неделе и может продолжаться вплоть до 19-й. Кроха начинает осознавать простые последовательности событий, понимать причинно-следственные связи, а также активно двигается и произносит первые слоги.
О начале скачка развития могут рассказать такие признаки:
- ребенок просыпается многократно за ночь и под утро
- наступает регресс сна — сон может становиться прерывистым, коротким, появляются проблемы с дневными укладываниями
- может возникать и другой регресс — двигательный, малыш хуже держит головку
- ребенок стеснителен, предпочитает контактировать только с самыми близкими
- происходит снижение аппетита
- появляется переменчивость настроения, вялость
- кроха чаще сосет палец, цепляется на мамину одежду.

5 скачок — мир взаимоотношений (осознание взаимоотношений и дистанции)
На 23-26 неделях происходит скачок развития, во время которого ребенок начинает понимать отношения между предметами и людьми. То, до чего он не может дотянуться, кажется недосягаемым и может вызывать тревогу и страх. Именно здесь мы говорим о первом периоде развития личности, во время этого этапа происходит обучение сепарации (отделения) от мамы.
Есть несколько симптомов приближающегося скачка развития:
- беспокойный сон. Родителям может показаться, что малышу снятся кошмары
- регресс сна
- избегание контакта с другими, желание быть только с мамой
- капризы, попытки добиться своего с помощью слез
- нелюбовь к переодеванию
- повышенный интерес к мягким игрушкам, они служат своеобразным “антистрессом”

6 скачок — мир категорий (кризис классификации)
Между 34 и 37 неделями кроха понимает, что предметы и явления можно классифицировать. Так, он уже знает о том, что существует еда, игрушки, предметы быта и пр. Такое открытие касается всех анализаторов — органов чувств, и, безусловно, обогащает мир ребенка.
Выделяют такие “звоночки”, которые скажут о приближении скачка развития:
- плач, капризы, частая смена настроения
- нарушения сна, часто регресс
- регресс в поведении — малыш начинает снова вести себя, “как маленький”, словно вернулся на некоторое время назад в своем развитии
- особое внимание к мягким игрушкам
- изменение поведения по отношению к близким — малыш становится ласковым, пробует разные способы получить желаемое.

7 скачок — мир последовательностей (решение вопроса пирамидки)
На 42-46-й неделях происходит седьмой скачок развития, и его смело можно назвать интеллектуальным. Ребенок стремится к порядку и начинает понимать последовательность действий.
Как понять, что этот скачок начался?
- капризность, протесты
- постоянное желание получать мамино внимание
- ребенок пробует разное поведение для получения желаемого
- ухудшаются сон, аппетит
- вялость

- ребенок указывает на предмет/человека, тем самым просит, чтобы взрослый назвал его
- малыш знает части тела и показывает их
- в речи появляются простые слова (например, “ням”, “дай”)
- становятся доступными простые операции — насыпать песок в формочку, собрать пирамидку, поставить подставку, чтобы дотянуться до раковины, если кроха уже ходит и др.
- ребенок активно повторяет действия родителей
- кроха орудует ложкой, может дуть на горячую пищу


8 скачок — мир программ (основы программирования)
В возрасте около 51-55 недель происходит один из важнейших скачков умственного развития — ребенок начинает осваивать новые смыслы явлений. Если ранее он уже познал простые последовательности, то сейчас становится способным составить план действий.
О начале скачка расскажут такие симптомы:
- капризность — кроха хнычет, несмотря на то, что ему угождают
- ухудшение сна и аппетита
- перепады настроения
- чрезмерная привязанность к маме — не выпускает ее из виду, везде стремится быть с ней.

9 скачок — мир принципов (принципиальность и эмоции)
В статье мы обещали рассказать о скачках развития до года, но решили заглянуть чуть дальше, поскольку девятый — логическое продолжение предыдущих. На 60-64 неделе усложняется мышление ребенка — он осваивает навык самостоятельного планирования действий и выбора вариантов.
О начале скачка развития говорят:
- капризность, слезливость без причин
- нарушения аппетита и сна
- стеснительность
- негативизм.

Как справляться с кризисными периодами?
Отвлечь от капризов помогут способы переключения внимания — попробуйте включить успокаивающую музыку, а для крохи постарше, возможно, подойдет более веселая.
Важно учитывать ритм “сон - бодрствование” и стараться не выходить из графика, но если не получается уложить кроху, лучше сохранять спокойствие и не требовать от него заснуть изо всех сил.


Вводите новые правила постепенно и, главное, будьте последовательны в их выполнении. Объясняйте, что делать можно, а что нельзя, а также проговаривайте эмоции — свои и малыша.
Необходимо учитывать темперамент ребенка. Кому-то изменения даются очень тяжело, помогайте переживать трудности. Если ребенку свойственна повышенная нервно-психическая возбудимость, может быть полезным ограничить на время новые впечатления. Если же ребенок легко переносит кризис, новое только поможет в ускоренном развитии.