
Что такое “скачок развития”?
Скачок развития — естественный этап, о приближении которого обычно говорит ухудшение поведения малыша. Ещё вчера новорожденный был радостным, спокойным, а сегодня грудничка не спустить с маминых рук? Перепады настроения новорожденного могут вызвать сильное беспокойство у мамы и папы, и это оправданно. Если состояние здоровья в порядке, но он продолжает капризничать, возможно, перепад настроения связан с приближающимся скачком — взрослеть может быть трудно.
Многое зависит от врожденного темперамента детей. Если кроха имеет живой нрав, он может переживать скачок роста довольно бурно. А тем, кто характеризуется спокойным характером, переносить скачки, кризисы несколько легче.
Каждый скачок развития включает 3 фазы:



Разберемся, какие скачки роста проходят крохи до года, какие навыки приобретают в результате.
Скачки роста у грудничков до года — календарь и симптомы


1 скачок — мир меняющихся ощущений (я чувствую и ощущаю)
Есть несколько признаков начала всплеска развития:
- капризность детей во время бодрствования без видимых причин
- изменения распорядка дня, сна и бодрствования, беспокойство
- более длительное пребывание на груди, чем обычно, желание больше находиться на руках у мамы или папы.

2 скачок — мир паттернов (как много вокруг узоров и закономерностей)
О приближении этого кризиса могут сказать такие признаки:
- частый беспричинный плач;
- частые подъемы крохи во время сна;
- ребенок начинает меньше спать;
- игра быстро надоедает;
- карапуз меньше ест, но чаще просит грудное вскармливание у мамы;
- дитя стремится большую часть времени проводить на руках у мамы или папы, быть рядом;
- застенчивость, стеснение при виде чужих.

Дети в 8-9 неделю учатся контролировать свое тело, начинает отмечать разницу в ощущениях в зависимости от того, какие движения он совершает. Он учится управлять мускулатурой лица, ведь это пока единственный инструмент общения с родителями. Карапуз гулит, эмоционально реагирует на маму, папу. Некоторые рефлексы начинают угасать, появляются произвольные движения.

- самостоятельно держит головку, сознательно поворачивает ее
- может корчить рожицы
- выполняет простые манипуляции — толкает руками и ногами предметы
3 скачок — мир мягких переходов (осваиваем движения)
Примерно в 12 недель наступает кризис, связанный с тем, что мир для детей становится более детализированным и упорядоченным. Его можно назвать миром плавных движений.
Какие “звоночки” могут сказать о начале этого скачка развития?
- регресс — малыш будто бы разучивается быть самостоятельным, требует максимум родительского, в основном маминого внимания
- ребенок становится застенчивым, общается не со всеми — он избирателен и стеснителен, предпочитает находиться на руках у близких, в особенности у мамы;
- часто просит грудь или требует бутылочку со смесью у мамы, сосет пальчик;
- наблюдаются проблемы со сном, частые подъемы
- иногда он становится более тихим, может лежать и изучать окружающую обстановку.


Малыш уже может заметить изменения тона голоса, положения тела, плавно двигает головой, следит глазами за объектом в динамике. Он легко опирается ножками на твердую поверхность, если его поддерживают под мышками. Карапуз хватает предметы обеими руками, охотно тащит их в рот, показывает, что игра ему надоела. В целом кроха становится более позитивным, он может гладить себя по лицу, гулить, с любопытством разглядывать одежду, лица мамы или папы.
4 скачок — мир событий (я сам управляю событиями)
Этот скачок развития начинается на 15-й неделе. Он может продолжаться вплоть до 19-й. Малыш начинает осознавать простые последовательности событий, понимать причинно-следственные связи, а также активно двигается, произносит первые слоги.
О начале скачка развития могут рассказать такие признаки:
- малютка просыпается многократно за ночь, под утро
- наступает регресс сна у малыша — сон может становиться прерывистым, коротким, появляются проблемы со сном
- укладывать малыша спать становится сложнее
- может возникать и другой регресс — двигательный, хуже держит головку
- малыш стеснителен, предпочитает контактировать только с самыми близкими, в особенности с мамой и папой
- происходит снижение аппетита
- появляется переменчивость настроения, вялость,
- чаще сосет палец, цепляется на мамину одежду.

5 скачок — мир взаимоотношений (осознание взаимоотношений и дистанции)
На 23-26 неделях происходит скачок развития, когда ребенок начинает понимать отношения между предметами или людьми. То, до чего он не может дотянуться, кажется недосягаемым и может вызывать тревогу, страх. Именно здесь мы говорим о первом периоде развития личности, в это время происходит обучение сепарации (отделения) от родителя.
Есть несколько симптомов приближающегося скачка развития:
- беспокойный сон. Родителям может показаться, что сыну или дочери снятся кошмары
- регресс сна
- избегание контакта с другими, желание быть только с мамой
- капризы, попытки добиться своего с помощью слез
- нелюбовь к переодеванию
- повышенный интерес к мягким игрушкам, они служат своеобразным “антистрессом”

6 скачок — мир категорий (кризис классификации)
Между 34 и 37 неделями малыш понимает, что предметы, явления поддаются классификации. Так, он уже знает о том, что существует еда, игрушки, предметы быта и пр. Такое открытие касается всех анализаторов — органов чувств, безусловно, обогащает мир новорожденного.
Выделяют такие “звоночки”, которые скажут о приближении скачка развития:
- плач, капризы, частая смена настроения ребенка
- нарушения сна, часто регресс
- регресс в поведении — малыш начинает снова вести себя, “как маленький”, словно вернулся на немного назад в своем развитии
- особое внимание ребенка к мягким игрушкам
- изменение поведения по отношению к близким — он становится ласковым, пробует разные способы получить желаемое.

7 скачок — мир последовательностей (решение вопроса пирамидки)
На 42-46-й неделях происходит седьмой скачок развития, его смело можно назвать интеллектуальным. Ребенок стремится к порядку, начинает понимать последовательность действий.
Как понять, что этот скачок начался?
- капризность, протесты, истерики
- постоянное желание получать внимание мамы
- чадо пробует разное поведение для получения желаемогоnbsp;
- ухудшаются сон, аппетит малыша
- вялость

- ребенок указывает на предмет/человека, тем самым просит, чтобы взрослый назвал его
- малыш знает части тела и показывает их
- в речи ребенка появляются простые слова (например, “ням”, “дай”)
- становятся доступными простые операции — насыпать песок в формочку, собрать пирамидку, поставить подставку, чтобы дотянуться до раковины, если кроха уже ходит и др.
- ребенок активно повторяет действия мамы и папы
- малыш орудует ложкой, может дуть на горячую пищу


8 скачок — мир программ (основы программирования)
В возрасте около 51-55 недель происходит один из важнейших скачков роста умственного развития — ребенок начинает осваивать новые смыслы явлений. Если ранее малыш уже познал простые последовательности, то сейчас становится способным составить план действий.
О начале скачка развития роста расскажут такие симптомы:
- капризность — малыш хнычет, несмотря на то, что ему угождают
- ухудшение сна и аппетита
- перепады настроения
- чрезмерная привязанность к маме — ребенок не выпускает ее из виду, везде стремится быть с ней.

План — более сложная стратегия, чем выстраивание последовательностей. Ребенок учится строить цепочку из последовательности действий, то есть, уже может продумать, как одеться. Кроме того, у него получается достраивать общую картину по контексту ситуации. То есть, он отправится на кухню, достанет ложку, попытается надеть слюнявчик, если по словам мамы поймет, что обед готов.
9 скачок — мир принципов (принципиальность, эмоции)
В статье мы обещали рассказать о детских скачках развития до года, но решили заглянуть чуть дальше, поскольку девятый — логическое продолжение предыдущих. На 60-64 неделе усложняется мышление ребенка — он осваивает навык самостоятельного планирования действий и выбора вариантов.
О начале скачка развития говорят:
- капризность, слезливость без причин
- нарушения аппетита или сна
- стеснительность
- негативизм.

Как справляться с кризисными периодами?
Отвлечь от капризов помогут способы переключения внимания — попробуйте включить успокаивающую музыку, а для крохи постарше, возможно, подойдет более веселая.
Важно учитывать ритм “сон - бодрствование”, стараться не выходить из графика, но если не получается уложить ребенка, лучше сохранять спокойствие и не требовать от него заснуть изо всех сил.


Вводите новые правила постепенно и, главное, будьте последовательны в их выполнении. Объясняйте, что делать можно, а что нельзя, а также проговаривайте эмоции — свои и ребенка.
Необходимо учитывать темперамент ребенка. Кому-то изменения даются очень тяжело, помогайте переживать трудности. Если ребенку свойственна повышенная нервно-психическая возбудимость, может быть полезным ограничить на время новые впечатления. Если же ребенок легко переносит кризис, новое только поможет в ускоренном развитии.