Скачки развития у ребенка до года


15374
345
230
Ноги малыша
Новорожденный малыш не отделяет себя от внешнего мира  —  не понимает разницы между собой и мамой. Сложно представить, какой огромный путь ему нужно проделать, чтобы его сознание стало походить на сознание взрослого человека! Развитие  ребенка —  физическое, психомоторное,  —  не проходит равномерно, оно скачкообразно, и здесь мы поговорим о скачках развития. Разберемся подробнее, что это, что предшествует им и к чему приводит каждый скачок.boy2.png
 

Что такое “скачок развития”?

Скачок развития  —  естественный этап, о приближении которого обычно говорит ухудшение поведения малыша. Ещё вчера ребенок был радостным и спокойным, а сегодня его не спустить с рук? Перепады настроения могут вызвать сильное беспокойство у мамы и папы, и это оправданно. Если состояние здоровья ребенка в порядке, но он продолжает капризничать, возможно, перепад настроения связан с приближающимся скачком развития  —  взрослеть может быть трудно. 

Многое зависит от врожденного темперамента ребенка. Если малыш имеет живой нрав, он может переживать скачки довольно бурно. А тем, кто характеризуется спокойным характером, переносить кризисы несколько легче.

Каждый скачок включает 3 фазы:

1
Проблема поведения  —  собственно, предшествующая скачку “аура”: плаксивость, капризность, “прилипчивость”. Малыш может буквально не позволять положить его в кроватку, заливается плачем, стоит только расцепить объятия. Ребенок может есть и спать хуже обычного.
2
Капризы проходят, а малыш начинает отрабатывать новые навыки, предпринимать попытки делать новое в зависимости от возраста, часто с поддержкой и направляющим участием мамы и папы.
3
Овладение навыком. Эта фаза уже независимая, малыш наслаждается новыми ощущениями, умениями, навыками, осуществляет действия самостоятельно. А мама и папа могут спокойно получить передышку перед следующим кризисом.
Каждый скачок роста малыша завершается новыми способами организации информации, чтобы после овладевать новыми навыками, расти и развиваться. Каждый период длится от пары дней до нескольких недель. У новорожденных малышей беспокойство обычно не занимает много времени, а промежутки между скачками составляют до 3-4 недель. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее навыки, и тем больше времени необходимо для адаптации к изменениям. Поэтому ближе к году беспокойное время может занимать до 6 недель.

Разберемся, какие скачки роста проходят малыши до года и какие навыки приобретают в результате.

Скачки роста у грудничков до года — календарь и симптомы

Скачки развития сопровождают всех здоровых малышей и происходят в среднем в одно и то же время. Знакомство с календарем кризисов поможет родителям чувствовать себя более уверенно, а также сделать жизнь с ребенком более предсказуемой. Нужно понимать, что после года кризисы у малыша никуда не исчезнут  —  человек сталкивается с ними на протяжении всей жизни. Например, из наиболее известных можно выделить кризис 3 лет или пубертатный период. Но в раннем дошкольном возрасте кризисы протекают более индивидуально, предсказать их сложнее, в отличие от развития малышей до достижения им одного года.6395ee70e6f36900ccf318cc2b1436e2.png
Календарь.png

1 скачок — мир меняющихся ощущений (я чувствую и ощущаю)

В 5 недель приходит первый скачок развития у малыша. Ребенок получает новые ощущения от окружающего мира, появляется привязанность к родителям, особенно к маме.

Есть несколько признаков начала скачка развития:

  • капризность ребенка во время бодрствования без видимых причин
  • изменения распорядка дня малыша, режима сна и бодрствования, беспокойство 
  • более длительное пребывание на груди, чем обычно, желание ребенка больше находиться на руках у мамы. 
мобиль.png
Результатом этого кризиса становится умение ребенка замечать предметы, расположенные дальше, чем на расстоянии 30 см, как это было раньше. То есть, он уже может частично осмотреть свою комнату! Также малыш начинает понимать простые последствия действий, их последовательность  —  например, знает, что его берут на руки, а значит, сейчас будет еда. И, наконец, результатом этого скачка развития является более осознанная, не рефлекторная улыбка  —  ребенок может по-разному реагировать на членов семьи, в особенности выделяя маму.

2 скачок — мир паттернов (как много вокруг узоров и закономерностей)

В 8-9 недель малыш начинает осознанно взаимодействовать с предметами и частями своего тела.

О приближении этого кризиса могут сказать такие признаки:

  • частый беспричинный плач;
  • частые подъемы малыша во время сна; 
  • игра быстро надоедает ребенку;
  • малыш меньше ест, но чаще просит грудь у мамы;
  • ребенок стремится большую часть времени проводить на руках у мамы, быть рядом;
  • застенчивость, стеснение при виде чужих.
коврик.png

Ребенок учится контролировать свое тело, начинает отмечать разницу в ощущениях в зависимости от того, какие движения он совершает. Он учится управлять мускулатурой лица, ведь это пока единственный инструмент общения с родителями. Малыш гулит, эмоционально реагирует на маму и папу, некоторые рефлексы начинают угасать и появляются произвольные движения.

vratch.png
К концу скачка развития ребенок получает такие навыки:

  • самостоятельно держит головку, сознательно поворачивает ее
  • может корчить рожицы 
  • выполняет простые манипуляции  —  толкает руками и ногами игрушки
Ребенок уже может наблюдать за другими, в том числе эмоциями близких, мамы и папы, рассматривать окружающую обстановку, слушать и различать голоса людей. Он агукает, пробует разговаривать, привлекать к себе внимание, может показать, что голоден.

3 скачок — мир мягких переходов (осваиваем движения)

Примерно в 12 недель наступает кризис, связанный с тем, что мир для ребенка становится более детализированным и упорядоченным. Его можно назвать миром плавных движений.

Какие “звоночки” могут сказать о начале этого скачка развития?

  • регресс  —  малыш будто бы разучивается быть самостоятельным, требует максимум родительского, в основном маминого внимания
  • ребенок становится застенчивым, общается не со всеми  —  он избирателен и стеснителен, предпочитает находиться на руках у близких, в особенности у мамы;
  • малыш часто просит грудь или требует бутылочку со смесью у мамы, сосет пальчик; 
  • наблюдаются проблемы со сном, частые подъемы
  • иногда ребенок становится более тихим, может лежать и изучать окружающую обстановку.
Обрезать.jpg
Во время этого скачка развития ребенок начинает чувствовать изменения зрительных образов, ощущений, воспринимаемых разными анализаторами  —  звуков и ароматов, вкусов, тактильных впечатлений. 
В этот период особенно важно не только обеспечить мягкие стимулы для органов чувств, но нежно заботиться о коже малыша. Избежать опрелостей можно с помощью rрема под подгузник “Мое солнышко”. Он защищает кожу ребенка при использовании подгузников и пеленок, создавая надежный барьер. Комплекс масла жожоба, D-пантенола и цинка предотвращает опрелости.
крем.png

Малыш уже может заметить изменения тона голоса и положения тела, плавно двигает головой и следит глазами за объектом в динамике. Он легко опирается ножками на твердую поверхность, если его поддерживают под мышками. Ребенок хватает предметы обеими руками и охотно тащит их в рот, показывает, что игра ему надоела. В целом малыш становится более позитивным, он может гладить себя по лицу, гулить, с любопытством разглядывать одежду и лица мамы и папы. 

4 скачок — мир событий (я сам управляю событиями)

Этот скачок развития начинается на 15-й неделе и может продолжаться вплоть до 19-й. Ребенок начинает осознавать простые последовательности событий, понимать причинно-следственные связи, а также активно двигается и произносит первые слоги.

О начале скачка развития могут рассказать такие признаки:

  • ребенок просыпается многократно за ночь и под утро
  • наступает регресс сна у малыша  —  сон может становиться прерывистым, коротким, появляются проблемы с дневными укладываниями
  • может возникать и другой регресс  —  двигательный, ребенок хуже держит головку 
  • малыш стеснителен, предпочитает контактировать только с самыми близкими, в особенности с мамой и папой
  • происходит снижение аппетита у ребенка
  • появляется переменчивость настроения, вялость 
  • ребенок чаще сосет палец, цепляется на мамину одежду. 
сон (1).png
Этот этап развития ознаменовывается тем, что маленький исследователь начинает изучать взаимосвязанные действия и события, с которыми уже знаком. Ребенок учится делать сразу несколько действий  —  к примеру, взять погремушку, потрясти ею и нажать на кнопку. Он также пробует ползать и садиться, произносить первые слоги (обычно “ба-ба-ба”), активно переворачивается на обе стороны. Малыш продолжает пробовать все неизвестное на вкус, уже узнает предметы по деталям, когда не видит их целиком, отзывается на свое имя. Обычно именно в этом периоде появляется любимая игрушка, вызывающая максимальный интерес. 

5 скачок — мир взаимоотношений (осознание взаимоотношений и дистанции)

На 23-26 неделях происходит скачок развития, во время которого ребенок начинает понимать отношения между предметами и людьми. То, до чего он не может дотянуться, кажется недосягаемым и может вызывать тревогу и страх. Именно здесь мы говорим о первом периоде развития личности, во время этого этапа происходит обучение сепарации (отделения) от мамы.

Есть несколько симптомов приближающегося скачка развития:

  • беспокойный сон. Родителям может показаться, что ребенку снятся кошмары
  • регресс сна 
  • избегание контакта с другими, желание быть только с мамой 
  • капризы, попытки добиться своего с помощью слез
  • нелюбовь к переодеванию 
  • повышенный интерес к мягким игрушкам, они служат своеобразным “антистрессом”
Девочка играет.png
На этом этапе ребенок учится преодолевать расстояния  —  ползет к интересующему предмету и старается привыкать к дистанции там, где он не может на нее повлиять. Он сидит с поддержкой, опирается на ножки, если его поставить и поддерживать, свободно манипулирует игрушками, проявляет интерес к лицам и картинкам, уже сам выбирает книжку или игрушку. Малыш уже понимает слова согласия, несогласия, двигается в такт музыке. А также он “теряет” маму, стоит ей скрыться из виду, и старается активно проверять, где она. 

6 скачок — мир категорий (кризис классификации)

Между 34 и 37 неделями малыш понимает, что предметы и явления можно классифицировать. Так, он уже знает о том, что существует еда, игрушки, предметы быта и пр. Такое открытие касается всех анализаторов  —  органов чувств, и, безусловно, обогащает мир ребенка.

Выделяют такие “звоночки”, которые скажут о приближении скачка развития:

  • плач, капризы, частая смена настроения ребенка
  • нарушения сна, часто регресс 
  • регресс в поведении  —  малыш начинает снова вести себя, “как маленький”, словно вернулся на некоторое время назад в своем развитии 
  • особое внимание ребенка к мягким игрушкам 
  • изменение поведения по отношению к близким  —  малыш становится ласковым, пробует разные способы получить желаемое.
прорезыватель.png
Какие навыки малыш приобретает в результате такого скачка? Он не просто различает предметы и явления, но уже может объединять их по общему признаку. Речь ребенка активно развивается, что также помогает создавать классификации. Он уже знает названия многих предметов, животных, может подать предмет, если его попросить. Он узнает себя в зеркале, повторяет слова или слоги, действия за мамой и папой. Ребенок уже может проявлять чувство ревности или утешать игрушку, осваивает ролевые игры  —  пытается накормить или полечить маму. Малыш начинает занимать себя сам на некоторое время. 

7 скачок — мир последовательностей (решение вопроса пирамидки)

На 42-46-й неделях происходит седьмой скачок развития, и его смело можно назвать интеллектуальным. Ребенок стремится к порядку и начинает понимать последовательность действий.

Как понять, что этот скачок развития начался?

  • капризность, протесты 
  • постоянное желание получать внимание мамы
  • ребенок пробует разное поведение для получения желаемого 
  • ухудшаются сон, аппетит малыша
  • вялость 
1.png
На этом этапе ребенок лучше осознает последовательность действий, понимает ритуалы, алгоритмы. Он уже создает мир с использованием органов чувств, мысленно связывает предметы, а движения становятся более точными и осознанными.
Результатом развития становятся такие навыки:

  • ребенок указывает на предмет/человека, тем самым просит, чтобы взрослый назвал его 
  • малыш знает части тела и показывает их 
  • в речи ребенка появляются простые слова (например, “ням”, “дай”)
  • становятся доступными простые операции  —  насыпать песок в формочку, собрать пирамидку, поставить подставку, чтобы дотянуться до раковины, если кроха уже ходит и др. 
  • ребенок активно повторяет действия мамы и папы  
  • малыш орудует ложкой, может дуть на горячую пищу
малыш ест.png
В этом возрасте могут начинаться попытки ребенка самостоятельно сходить на горшок.какой горшок купить

8 скачок — мир программ (основы программирования)

В возрасте около 51-55 недель происходит один из важнейших скачков умственного развития  —  ребенок начинает осваивать новые смыслы явлений. Если ранее малыш уже познал простые последовательности, то сейчас становится способным составить план действий.

О начале скачка развития расскажут такие симптомы:

  • капризность  —  малыш хнычет, несмотря на то, что ему угождают 
  • ухудшение сна и аппетита 
  • перепады настроения 
  • чрезмерная привязанность к маме  —  ребенок не выпускает ее из виду, везде стремится быть с ней.
м6.png

План  —  более сложная стратегия, чем выстраивание последовательностей. Ребенок учится строить цепочку из последовательности действий, то есть, уже может продумать, как одеться. Кроме того, у него получается достраивать общую картину по контексту ситуации. То есть, он отправится на кухню, достанет ложку и попытается надеть слюнявчик, если по словам мамы поймет, что обед готов. 

Ребенок проявляет инициативу  —  достает коробку с игрушками или приносит предметы гардероба. Он активно помогает складывать предметы, рисует с помощью мамы или папы, ухаживает за игрушками, как это делает мама. Малыш может построить конструкцию из кубиков, слушает аудиосказки и следит за действиями в мультфильме. 

9 скачок — мир принципов (принципиальность и эмоции)

В статье мы обещали рассказать о скачках развития до года, но решили заглянуть чуть дальше, поскольку девятый  —  логическое продолжение предыдущих. На 60-64 неделе усложняется мышление ребенка  —  он осваивает навык самостоятельного планирования действий и выбора вариантов.

О начале скачка развития говорят:

  • капризность, слезливость без причин
  • нарушения аппетита и сна 
  • стеснительность 
  • негативизм. 
прием пищи.png
Продолжается сепарация  —  кроха понемногу завоевывает самостоятельность. Он проверяет комфортную для него физическую, психологическую дистанцию и пробует границы допустимого, в том числе нарушает правила и устанавливает свои принципы. Именно с этим связаны негативизм и активные протесты  —  ребенок буквально на все отвечает категорическим “нет!”, отворачивается, провоцирует близких, маму и папу, настаивает на своем и капризничает. Он может перестать делиться игрушками, отнимать их у других детей, не давать себе помогать. Но в то же время он с любопытством исследует ящики и коробки, достает посуду и пр., а также подражает маме и папе.

Как справляться с кризисными периодами?

Справиться с возрастным кризисом можно, сохраняя спокойствие  —  продолжайте вести максимально привычный для семьи образ жизни. Справляясь с ранними кризисами, не бойтесь “приучить к рукам”, ребенку важно быть в контакте с мамой. 

Отвлечь от капризов помогут способы переключения внимания  —  попробуйте включить успокаивающую музыку, а для крохи постарше, возможно, подойдет более веселая. 

Важно учитывать ритм “сон - бодрствование” и стараться не выходить из графика, но если не получается уложить ребенка, лучше сохранять спокойствие и не требовать от него заснуть изо всех сил.

cute-little-baby-girl-in-bow-diaper-sit-pull-vector-27549195.jpg
Старайтесь поощрять первые предпочтения, новые навыки ребенка, когда он в хорошем расположении духа. Помогайте ему по мере сил, и скоро он будет выполнять действия сам, без вашего участия. Поощряйте его новые умения и желаемые действия  —  лучше всего о вашем одобрении скажут интонация и доброжелательное лицо.лампочка.png
Располагайте в свободном доступе разрешенные к использованию игрушки и предметы, чтобы кроха всегда мог их взять и занять себя. 

Вводите новые правила постепенно и, главное, будьте последовательны в их выполнении. Объясняйте, что делать можно, а что нельзя, а также проговаривайте эмоции  —  свои и ребенка.

Необходимо учитывать темперамент ребенка. Кому-то изменения даются очень тяжело, помогайте переживать трудности. Если ребенку свойственна повышенная нервно-психическая возбудимость, может быть полезным ограничить на время новые впечатления. Если же ребенок легко переносит кризис, новое только поможет в ускоренном развитии.
подвижные игры.png
Запаситесь терпением и помните, что каждый скачок развития  —  это не только испытание, но и возможность. Он обязательно завершится новыми умениями и навыками, используйте такую возможность для того, чтобы лучше узнать своего малыша, его желания и потребности, первые предпочтения, это обязательно сделает вас еще ближе!

Наверх